Рекламный баннер
29 апреля 2025, вторник

Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации остается более чем актуальной, считают эксперты компании «Сибур», крупнейшего в России производителя полимеров – более 50% всех готовых изделий по-прежнему поставляются на рынок иностранными производителями.

Потребительские товары – бытовая техника, мебель, текстиль, обувь, электроника, посуда и предметы домашнего обихода, одежда, бытовая химия, игрушки, канцтовары, спорттовары и многие другие изделия – остаются одним из крупнейших сегментов, зависимых от импорта.

Отраслевой дивизион «Потребительские товары» холдинга «Сибур», появившийся в результате трансформации компании в апреле 2024 года, выделяет 5 основных сегментов товаров народного потребления, стимулирование локализации производств в которых позволит эффективно замещать импорт и стимулировать экономический рост всей индустрии:

  • мебель,
  • бытовая техника и электроника,
  • товары для дома,
  • предметы личного гардероба,
  • досуг и спорт (в т.ч. игрушки и канцтовары).

Перспективы и вызовы отрасли

Общий объем отечественного рынка потребительских товаров по итогам 2023 года вырос на 9,5%. В перспективе до 2028 года объем российского производства в этом секторе может увеличиться на 79%.

Полимеры широко используются для производства потребительских товаров. Так потребление синтетических материалов в этом сегменте в 2023 году достигло 1,1 млн тонн, включая импортное сырье.

В сегменте досуга и спорта (игрушки, спорттовары, товары для активного отдыха, канцтовары) ежегодно требуются 150 тысяч тонн полимеров, товаров для дома (в том числе – мебель, хозяйственно-бытовые принадлежности, торговое оборудование) – 315 тысяч тонн.

Сектор личного гардероба (обувь, средства индивидуальной защиты, сумки, аксессуары) нуждается в 215 тысячах тонн полимеров в год, электрооборудования (крупная бытовая техника, электроника, малая бытовая техника) – в 308 тысячах тонн.

В числе барьеров для локализации отрасли – отсутствие внутреннего производства комплектующих, необходимых для изготовления потребительских товаров, включая искусственную кожу, электронно-компонентную базу, изоцианаты. Это ограничивает возможности для создания отечественных производственных мощностей и развития инноваций, что замедляет развитие сектора в целом.

Другой фактор, осложняющий развитие отечественных производств, – высокая доля контрафакта (от 20 до 25%). Эти товары, хоть и являются дешевыми, но не соответствуют высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к производителям в РФ. Борьба с контрафактом становится важной задачей для защиты интересов потребителей, поддержания качества продукции и развития рынка потребительских товаров.

Участники рынка говорят также о сильном влиянии оптовых посредников и розничных сетей на выбор страны-производителя товаров (в том числе для растущей доли собственных торговых марок).

Бытовая техника нуждается в новом сырье

Один из самых массовых сегментов – крупная бытовая техника – объем полимеров, используемых для производства крупной бытовой техники, составляет 177 тысяч тонн в год.

К примеру, объем российского рынка холодильников и морозильников в 2023 году составил 5,01 млн штук. Потребление в этом сегменте увеличилось на 13% по сравнению с 2022-м. При этом более 40% (2,18 млн штук) этого объема продолжает завозиться в Россию из-за рубежа.

Импортозамещение – один из драйверов роста сегмента бытовой техники. Так холодильники в среднем на 40% состоят из полимеров, а стиральные машины – на 20%. В условиях внешних ограничений у российских компаний-производителей возникла необходимость замены импортного сырья российским.

Но рынок столкнулся с нехваткой специфических марок сырья. Например, для изготовления некоторых деталей крупной бытовой техники требуются полимеры с высокой степенью морозостойкости и прозрачности, а некоторым видам техники важна химическая стойкость комплектующих.

Ответом на указанные вызовы могут и должны стать высокотехнологичные разработки отечественных предприятий. В их числе и «Сибур», который разрабатывает ударопрочный, химически стойкий полистирол (акрилонитрилбутадиенстирол, АБС-пластик), марки полистирола с повышенной прозрачностью (так называемый кристалл), а также трудногорючие поликарбонаты и компаунды.

Полиуретановые системы повысят локализацию производства обуви

Обувная промышленность занимает большую долю рынка: 420 тысяч тонн составляет ежегодный объем готовой продукции. При этом 291 тысяча тонн – это полимеры в ее составе. Уровень локализации производства обуви в РФ составляет только 25%.

В нашей стране сегмент имеет все предпосылки для роста, но этому мешает ряд ограничений. Так, в России до сих пор не выпускают большую часть компонентов для полиуретановых обувных систем.

Аналитики «Сибур» видят следующие действия для качественных изменений в секторе:

  • увеличение ассортимента и наращивание мощностей (в самой компании сейчас половина используемых в обувной промышленности полимеров входит в продуктовый портфель холдинга);
  • регулярный вывод на рынок новых марок термоэластопластов, которые широко применяются производителями обуви и адгезивов;
  • замещение компонентов, поставляющихся исключительно посредством импорта за счет активной разработки аналогов;
  • доработка марок, в том числе СБС (этот полимер идеально подходит для изготовления обувной подошвы) и ПВХ (используется для производства водонепроницаемой обуви).

Дополнительным подспорьем является и увеличение объемов выпуска новых обувных марок ЭВА (полимерные сланцы, галоши, сапоги, сноубутсы), а также выпуск новых отечественных преполимеров, сложных полиэфиров и изоцианатов.

Взрослые решения для рынка детских товаров

Сегмент детских игрушек не испытывает дефицита сырья. На рынке доступно 94% полимеров отечественного производства, используемых для выпуска игрушек. Однако объем импорта в этом сегменте оценивается на уровне 87%. Это показывает высокий потенциал развития собственных производств.

Одними же из главных вызовов отрасли являются повышение качества и безопасности детской продукции, а также развитие и совершенствование мер контроля качества и выявления контрафакта.

По теме качества «Сибур», как крупнейший производитель полимеров, выходит с инициативой поддержки рынка с точки зрения экспертизы и контроля качества готовых изделий. Его новообразованный дивизион «Потребительские товары» совместно с «Сибур ПолиЛаб» разрабатывает систему контроля качества, направленную на выявление вторичного сырья в составе игрушек и оценку их качества согласно действующим нормам.

Полученные результаты экспертизы будут использоваться для взаимодействия с соответствующими государственными органами для предотвращения поступления некачественной продукции на прилавки торговых точек.

Эффект трансформации

Пример трансформации «Сибур» из продуктово-направленной организации в отраслевую модель открывает новые возможности не только более плотного взаимодействия с отраслевыми клиентами, но и с другими отечественными предприятиями по разработке высокотехнологичных полимерных решений, что добавляет комплексности всему процессу, а также многообещающие перспективы в развитии российского производства потребительских товаров.

Такой подход уже сейчас катализирует развитие производств внутри страны и повышение привлекательности внутренних  решений для потребителей за счет улучшения их эксплуатационных характеристик, что расширяет возможности всего рынка потребительских товаров, а также успешно снижает зависимость от импорта как по части сырья, так и готовых изделий.

Статьи по теме
Устойчивый шоколад в рознице
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции,…
Тренды рынка никотинсодержащей продукции и прогнозы на 2025 год
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований,…
Этника и национальные продукты: как ритейлу учесть интересы ЦА и заработать?
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на…
Когда жесткость не нужна никому. Пять советов опытного закупщика
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки.…
Новости по теме
21 марта 2025 «Точка продаж»
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
30 января 2025 «Точка продаж»
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
23 декабря 2024 АКОРТ
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
12 ноября 2024 «Точка продаж»
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Мероприятия по теме
«Категорийный менеджмент в Белые Ночи» – 2025
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
16-я «ЭкоГородЭкспо»
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
25 апреля 2025 ЭкоГородЭкспо
Материалы по теме
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции, что отразилось…
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым…
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на бизнес. Ирина…
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки. И каждый…
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
«Винная Ассамблея» — заключительное мероприятие проекта Top100Wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить