Рекламный баннер
29 апреля 2025, вторник

В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым к сигаретам и этот тренд будет продолжаться. И необходимо понимать, что каждое возникновение новых требований — это альтернатива полному запрещению продуктов — отмечают эксперты юридического отдела консалтингового агентства Fedotov Group.

Компания Fedotov Group представила аналитику и тренды по российскому рынку табачной и никотинсодержащей продукции за 2023-2024 гг. с прошедшей собственной бизнес-конференции «Цифры».

Объем рынка жевательного табака вырос на 232% с 2022 года — это 118 тонн. Ёмкость рынка в розничных ценах выросла на 200% и составляет 4-5 млрд рублей. При этом доля импорта всего 1%, а это значит, что нет риска потерпеть убытки из-за санкций, ограничений ввоза, каких-либо международных таможенных соглашений. Аналитики полагают, что будет расти доля импорта, так как специалисты зарубежных брендов тоже подметят тенденцию и попытаются занять «пустующее место».

Наибольший процент женской аудитории аналитики зафиксировали у одноразовых ЭСДН (электронная система доставки никотина) и заправляемых устройств (или со сменными картриджами) — 36% и 35% соответственно. Первые за год выросли в ёмкости розничного рынка на 16% (до 210-230 млрд рублей), второй — вырос до 13 млрд рублей. «Стартовую точку» и процент роста объёма рынка сложно отследить ввиду очень большого количества «серой» продукции. Однако, представленность в магазинах выросла за год на 20%, при этом 43% магазинов отмечают рост продаж.

За 2023 год в стране выкурили 1,8 млн сигар. Половина этого числа приходится на Москву. Больше всего (29%) курильщиков сигар зафиксировано среди потребителей 30-34 лет. Также результаты проведенных Fedotov Group опросов показали, что больше половины любителей сигар не запоминают бренды. Они выбирают досуг (сходить в сигарный магазин перед ужином в ресторане), а саму сигару выбирают из наличия в торговой точке.

Для сравнения — среднестатистический любитель кальянного табака может назвать около 10, а иногда и 15 полюбившихся ему брендов. На рынке сигарилл около половины потребителей сигарилл покупают их раз в месяц — возможно, перед встречей с друзьями или другим поводом. Производители сигарилл попытаются приблизиться к формату сигарет, чтобы повысить эту периодичность. Сейчас наблюдается тренд на использование табачного листа или окрашенной бумаги, это тоже может повысить популярность сигарилл.

Одна из самых острых тем индустрии — шоковое повышение акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН). С 1 января 2023 по 1 января 2024 акциз повышали несколько раз: итоговое повышение составило 147%. При этом, хотя Минздрав разделяет мнение, что повышение акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию и сопутствующий рост цен снижают потребление табака населением, вряд ли стоит ожидать массовый отказ от вредной привычки.

Агентство Fedotov Group сформировало более 500 важных для рынка цифр-показателей, вот 10 из них:

  • 31% составляет процент потребителей табачной и никотинсодержащей продукции от всего взрослого населения РФ в 2023 году;

  • на 7,7% упал объем рынка табака для кальяна в розничных ценах год к году в 2023 по сравнению с 2022 — с 30-35 млрд рублей до 28-32 млрд рублей;

  • на 2,1% снизилась доля импортных товаров на российском рынке табака для кальяна в 2023 по сравнению с 2022 годом — с 5,1% до 3%;

  • на 15,8% вырос объем рынка одноразовых ЭСДН в розничных ценах в РФ за 2023 год по сравнению с 2022 годом — с 180-200 млрд рублей до 210-230 млрд рублей;

  • на 27,4% выросло количество потребителей одноразовых ЭСДН в РФ в 2023 году по сравнению с 2022 — с 4-4,5 млн человек до 5,2-6,9 млн;

  • 5,2% от взрослого населения являются потребителями одноразовых ЭСДН в 2023;

  • 1200 рублей составляет средняя розничная цена за одноразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ, и 2500 рублей составляет средняя розничная цена за многоразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ;

  • на 2,4% упал рынок нагреваемого табака  в розничных ценах в 2023 году по сравнению с 2022 — с 200-220 млрд рублей до 195-215 млрд рублей;

  • на 1,8% выросло количество розничных магазинов в 2023 году по сравнению с 2022 годом — с 1 025 000 до 1 043 000;

  • более 786 млрд рублей акцизов уплачено в 2023 — 91,8% составили сигареты, 1,1% — кальянный табак, сигары и сигариллы, жевательный табак и другие табачные изделия, 7,1% — стики, бестабачные кальянные смеси, ЭСДН и жидкости для ЭСДН.

Помимо этого, юристы Fedotov Group представили систематизированный обзор действующего и будущего законодательства, в т.ч.:

  • Новые запреты, касающиеся упаковки жидкости или корпуса одноразового ЭСДН. Запрещено наносить изображения анимационных персонажей, еды, медицинских препаратов, а также оформлять корпус в виде игрушек и емкости для напитков.
  • Ограничения по содержанию никотина в жидкости, а также изменения в части товарного знака – можно наносить в том виде, в котором он зарегистрирован. Например, изображать фрукты на упаковке можно, если они являются частью товарного знака.
  • Новый дизайн упаковки некурительных табачных изделий. Требуется наносить «страшные картинки» и не использовать сочные картинки фруктов и пищевых ингредиентов. Часть этих законов вступила в силу, большая часть вступит в марте 2025 года. То есть сейчас период, когда жевательный табак по оформлению максимально приблизится к обычным сигаретам в части требований к внешнему виду.
  • Предположительная стоимость годовой лицензии на продажу НСП и сигарет – 65000 рублей. Законопроект не предусматривает лицензирование оптовой торговли продукцией. Если представить, что такая лицензия есть и провести аналогию с алкоголем, то она могла бы стоить 800 тысяч рублей.
  • С 1 января 2025 года введут акциз на никотиновое сырьё. 2,2 рубля за 1 мг. 27 млн рублей за 1 кг (сейчас это 20 тысяч рублей) с учетом ставки НДС.

«Основной задачей для консалтинговых агентств индустрии в последующие годы мы видим в помощи ритейлу и специализированной рознице. Мы понимаем, что для 312 тысяч магазинов, которые находятся на территории России, любая история, связанная с лицензированием, является достаточно проблематичной. И, конечно, важной миссией является подготовка и сопровождение через постоянные нововведения в регуляторике», — отметил основатель Fedotov Group Евгений Федотов.

Статьи по теме
Устойчивый шоколад в рознице
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции,…
Полимеры народного потребления
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации…
Этника и национальные продукты: как ритейлу учесть интересы ЦА и заработать?
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на…
Когда жесткость не нужна никому. Пять советов опытного закупщика
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки.…
Новости по теме
21 марта 2025 «Точка продаж»
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
30 января 2025 «Точка продаж»
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
23 декабря 2024 АКОРТ
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
12 ноября 2024 «Точка продаж»
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Мероприятия по теме
«Категорийный менеджмент в Белые Ночи» – 2025
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
16-я «ЭкоГородЭкспо»
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
25 апреля 2025 ЭкоГородЭкспо
Материалы по теме
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции, что отразилось…
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации остается более…
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на бизнес. Ирина…
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки. И каждый…
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
«Винная Ассамблея» — заключительное мероприятие проекта Top100Wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить