Рекламный баннер
29 апреля 2025, вторник

В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции, что отразилось на покупательском спросе. По данным Gradus Retail Index (GRI), фиксирующего продажи товаров повседневного спроса в крупнейших торговых сетях России, потребительский интерес к шоколаду в натуральном выражении снизился, тогда как в денежном эквиваленте рынок продолжил рост.

Остросюжетное какао

В конце декабря 2024 года товарная биржа ICE в Лондоне была потрясена резким скачком цены фьючерсного контракта на какао-бобы, которая взлетела в считанные дни до $12 000 за тонну. Хотя в последние дни декабря 2024 года цена понизилась до $11 850 за тонну, таких рекордно высоких цен на какао-бобы существовавший столетиями европейский товарный рынок раньше не знал. Для сравнения: только за один 2024 год биржевая цена на какао-бобы выросла в 2,8 раза, в то время как в 2020-2023 годах цена выросла только вдвое. Биржевые трейдеры шутили о том, что в прошедшем году надо было вместо ценных бумаг и золота покупать какао. Эта шутка была близка к реальности – такого скачка цен на этот продукт, как в 2024 году, раньше не бывало.

В чём же была причина? В Кот-д’Ивуаре и Гане, которые являются крупнейшими производителями какао-бобов в мире с долей почти в 70% мирового рынка, в 2024 году резко сократилось производство этой культуры. Причиной скачка биржевой цены на какао стал неурожай какао-бобов, вызванный болезнями деревьев и изменением экосистемы из-за незаконной вырубки лесов в Кот-д’Ивуаре, а также нехватка инвестиций в сельское хозяйство в целом в странах Западной Африки. Последствием стал рост цен во всём мире на шоколад и иные кондитерские изделия с высоким содержанием какао.

Происхождение видов

Разные виды шоколада различаются содержанием какао в составе. К основным видам шоколада относятся тёмный, горький, молочный и белый. Горький шоколад отличается наиболее высоким процентом содержания какао в составе (не менее 70%), при этом он не содержит молока. Тёмный шоколад по составу близок к горькому, содержание какао в нём допускается от 50%, но молока в его составе также не содержится.

Молочный шоколад отличается невысоким содержанием какао (от 25%), также в его состав обязательно входит сухое молоко или сливки. Белый шоколад не содержит какао, однако его обязательными ингредиентами являются масло какао и сухое молоко. Поэтому неудивительно, что значительное подорожание какао-бобов в 2024 году стало причиной роста цен на шоколад и шоколадную продукцию во всём мире.

В России шоколад выпускается очень давно и пользуется спросом, даже несмотря на внешние вызовы, потрясения и мировые экономические кризисы. Россия в 2023 году занимала пятое место в мире по производству кондитерских изделий, а также являлась одним из крупнейших экспортёров кондитерских изделий в мире. В свою очередь, несмотря на санкции, в России по-прежнему сохраняют свои кондитерские фабрики такие мировые лидеры производства шоколада, как Nestle, Mondelez International, Mars, Ferrero, а также экспортирует свою продукцию Alfred Ritter GmbH & Co. KG.

Рынок шоколада в динамике

По данным GRI, в 2024 году продажи шоколада в крупнейших торговых сетях России в штуках выросли на 1% по сравнению с 2023 годом, при этом в целом рынок в натуральном выражении снизился на 4%, но в рублёвом выражении увеличились на 12%. Такая динамика отражает тенденцию обратной зависимости динамики объёмов продаж в натуральном выражении от цены товара – чем выше цена, тем меньше объёмы продаж в штуках.

Повышение средней цены шоколада на 11%, больше, чем выросла продовольственная инфляция в 2024 году, напрямую связано с ростом мировой цены на какао-бобы. В России в 2024 году цены увеличились на 24% на горький и тёмный шоколад – именно из-за наиболее высокого содержания какао в этих видах лакомства. Однако спрос на горький шоколад при этом существенно снизился — его продажи в натуральном выражении упали на 17%.

По полочкам: производители и бренды

В России в 2024 году, как и годом ранее, максимальную долю рынка шоколада занимал молочный шоколад, его рыночная доля в натуральных единицах за год увеличилась на процентный пункт до 65,1%, хотя в рублях снизилась на 0,4 процентного пункта до 61,1%. Объем продаж молочного шоколада по ключевым торговым сетям в 2024 году составил более 75 млрд рублей, а потребление в килограммах превысило 80 000 тонн. Самые известные бренды молочного шоколада в России – Alpen Gold, Milka (Mondelez International), а также «Россия – щедрая душа» от кондитерской фабрики «Россия», «Алёнка» и Kinder от Ferrero. Alpen Gold показал положительную динамику продаж на фоне повышения цены всего на 6%.

Лидером роста продаж в сегменте горького шоколада стала продукция СТМ «Магнит», однако большую долю рынка в этом сегменте по-прежнему занимает «Объединённые кондитеры». В тройку лидеров среди брендов горького шоколада входят «Бабаевский», «Россия – щедрая душа» и «Коммунарка». В рублёвом выражении доля «Бабаевского» увеличилась на 25%, «Россия – щедрая душа» – на 4%, а «Коммунарка» – на 5%.

География потребления

По региональному распределению наиболее активными покупателями молочного шоколада остаются жители Московской области и Москвы. Продажи же горького шоколада в натуральном выражении во всех регионах России показали отрицательную динамику.

В Московской области продажи молочного шоколада выросли на 1,7% в натуральном выражении и на 7,7% в денежном выражении, а в Москве продажи молочного шоколада снизились на 2% в натуральном выражении, но выросли на 6,5% в денежном выражении. Продажи горького шоколада в Москве и Московской области также показали отрицательную динамику в натуральном выражении, снизившись на 14,9% и 15,9% соответственно. Однако в денежном выражении продажи горького шоколада в Москве выросли на 2,2%, а в Московской области – на 0,5%.

Что касается шоколадных яиц, то их продажи в 2024 году выросли на 5% в натуральном выражении и на 12% в денежном выражении. Средняя цена шоколадных яиц выросла на 6%. Лидерами продаж шоколадных яиц являются бренды Kinder, Alpen Gold и Milka.

Тренды российского рынка шоколада

  • Цены и объёмы продаж изменялись противоположно. Эта тенденция прослеживается во всех сегментах рынка. Например, продажи горького шоколада в натуральном выражении упали на 17%, в то время как цены на него выросли на 24%.

  • Стабильно высокий спрос на молочный шоколад, который поддерживается благодаря хорошо знакомым россиянам отечественным и международным брендам. Молочный шоколад является самым популярным видом шоколада в России, его доля рынка составляет 65,1% в натуральном выражении и 61,1% в денежном выражении.

  • Рост цен на какао повлиял на снижение спроса на шоколад с его высоким содержанием. Это особенно заметно в сегменте горького шоколада, где продажи упали на 17%.

  • Шоколадные яйца показали положительную динамику продаж, увеличившись на 5% в натуральном выражении и на 12% в денежном выражении.

По оценкам экспертов РА Gradus, продажи шоколада в РФ в натуральном выражении в 2025 году по-прежнему будут расти медленными темпами, примерно на 1-2% в год, а динамика рынка в рублёвом выражении будет зависеть от ценовой динамики.

Статьи по теме
Тренды рынка никотинсодержащей продукции и прогнозы на 2025 год
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований,…
Полимеры народного потребления
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации…
Этника и национальные продукты: как ритейлу учесть интересы ЦА и заработать?
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на…
Когда жесткость не нужна никому. Пять советов опытного закупщика
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки.…
Новости по теме
21 марта 2025 «Точка продаж»
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
30 января 2025 «Точка продаж»
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
23 декабря 2024 АКОРТ
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
12 ноября 2024 «Точка продаж»
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Мероприятия по теме
«Категорийный менеджмент в Белые Ночи» – 2025
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
16-я «ЭкоГородЭкспо»
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
25 апреля 2025 ЭкоГородЭкспо
Материалы по теме
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым…
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации остается более…
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на бизнес. Ирина…
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки. И каждый…
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
Аналитики торговой сети «Ашан» провели анализ потребительского поведения в новогодний период и поделились экспертизой создания предновогодних СТМ коллекций…
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
«Винная Ассамблея» — заключительное мероприятие проекта Top100Wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить