Продажи готовой еды в крупных торговых сетях, членах АКОРТ, по итогам 2024 года выросли в среднем на 24% в денежном выражении, основным драйвером роста стала упакованная готовая еда, показал мониторинг аналитического центра АКОРТ.
Доля готовой еды в выручке продовольственных ритейлеров по итогам 2024 года выросла в среднем на 0,5 процентных пункта и составляет от 2,5% до 6,5% в зависимости от сети.
Самый сильный рост продаж готовой еды демонстрирует формат «магазин у дома». Если средние показатели роста этого направления у компаний находятся в диапазоне от 14 до 43%, то динамика продаж год к году в «магазинах у дома» составляет от 52 до 83%. Так, показатели магазинов малых форматов у «Ленты» более чем вдвое превышают средние данные по всей компании, в «Магните» отмечают схожую тенденцию: темпы роста продаж в таких магазинах почти вдвое выше данных всей торговой сети.
Самым быстрорастущим сегментом внутри категории приготовленных продуктов стала упакованная готовая еда, спрос на которую в сетевой рознице вырос в среднем более чем на 30%.
Наиболее популярными у потребителей позициями остаются салаты — «Сельдь под шубой», «Цезарь», «Оливье», «Крабовый» и «Винегрет». На втором месте — сэндвичи, бургеры и роллы, на третьем — готовые горячие блюда («паста карбонара», плов и т. д.). Среди готовых продуктов с наиболее высоким ростом спроса ритейлеры называют блюда азиатской кухни, в частности, корейской.
Вне сегмента упакованных готовых блюд чаще всего потребители покупают курицу гриль, — высокий спрос на нее в 2024 году отметили большинство опрошенных ритейлеров.
Все ритейлеры за год расширили ассортимент готовой упакованной еды, а также кулинарии и полуфабрикатов:
- В «Перекрестке» количество позиций за год увеличилось на 30% до более 1150 позиций готовой еды, до 90% которой приходится на упакованную продукцию.
- «Лента» расширила сегмент готовой еды за счет порционных обедов и полуфабрикатов, предлагая в среднем 210 наименований готовых блюд в гипермаркетах и 100 — в супермаркетах.
- «Ашан» подсчитал, что готовую еду приобретает каждый шестой покупатель, и отмечает рост спроса на замороженную пиццу и пироги для быстрой выпечки дома, а также на блюда азиатской кухни, поэтому увеличил ассортимент в этих группах.
- По данным сети «Магнит», самым динамично растущим направлением упакованной еды в 2024 году стали паназиатские блюда (онигири), а также позиции для быстрого перекуса — бургеры и сэндвичи.
- «Азбука Вкуса» зафиксировала опережающий рост спроса на готовые горячие блюда — их продажи в сети выросли на 28% в прошлом году, а в сегменте кафе самым быстрорастущим направлением стали блюда азиатской кухни, продажи которых выросли на 63%.
Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов оценил текущую конъюнктуру рынка RTE Meals (Ready-To-Eat Meals):
«Готовая еда — стратегически важное направление для ритейла — будет демонстрировать высокие темпы роста спроса как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Ритейлеры увеличивают инвестиции в собственное производство, расширение ассортимента и трансформацию торговых пространств. Основными потребителями готовой еды остаются жители мегаполисов, однако в фокусе развития этого направления у крупных торговых сетей — расширение ассортимента готовых блюд и сервисов доставки на региональных рынках. К 2030 году федеральные торговые сети планируют занять до 40% рынка готовой еды».